четверг, 28 апреля 2011 г.

16. Л.Р.Сюкияйнен Современные религиозные концепции прав человека: сопоставление теологического и юридического подходов.

Ниже привожу свои заметки с выступления Л.Р. Сюкияйнена на конференции «Права чедлвека перед вызовами XXI века: изучение и преподавание». Доклад показался мне очень интересным. Привожу ссылки на диктофонную запись. Вероятно, кому-то это может быть полезно.
****
Часть позиций религий не видят разницы между своими и светскими подходами, есть те, что противопоставляют себя.
В становлении современного западного права религиозное право сыграло определенную роль. Например, каноническое право или роль протестантской этики как фактор формирования капитализма.
Но есть и работы, где говорится о том, что есть такие концепции, которые повлияли на европейское право. Например, лислам мог повлиять на правовое регулирование военнопленных в средние века. Идея свобода совести формировалась под влиянием протестантизма. Говорят и о том, что концепция обязанностей возникла под влиянием религиозных идей.огда права человека стали формулироваться как концепция, а религия стала делом частным из-за разделения светского и религиозного измерений, религия стала влиять намного меньше. Долгое время религиозные конфессии не интересовались правами человека. Только на протяжении последних 40–50 лет появилась религиозная рефлексия на права человека. У протестантов это чуть ли не последние 10 лет, православная церковь в России сделала это около шести лет назад. В исламе тема прав человека стала разрабатываться только в 60-ых годах и была популярна в 60–80-ые годы.
С темой права человека хорошо уживается буддизм и протестантизм, но по-разному. В буддизме права человека не значимы, для него важнее идея сострадания и любви ко всему живому. Права человека находятся за пределами буддистского мировоззрения как инструментальная идея. Протестантизм не имеет противоречий, так как очень давно приняло идею свободы совести и отделения церкви от государства.
Католицизм принимает либеральную концепцию прав человека, но считает, что нужно добавить идею коллективных прав и обостренное восприятие права на жизнь. И равенство они понимают не как равенство в свободе, а как равенство в достоинстве (причем, это достоинство не умаляется, как считают православные). Католики дополняют права человека этическим измерением, чтобы соотносить политику с глобальными целями развития людей.
Русская православная церковь занимает самую критическую позицию и это зафиксировано в основных документах церкви. В начале 2000-х митрополит Кирилл написал две статьи в «НГ», в которых он жестко противопоставляет религиозные ценности и либерализм. И главный аргумент: в либеральной концепции прав человека нет идеи греха; а что-то само по себе грех. Например, однополые браки. И за годы позиция РПЦ не изменяется даже для того, чтобы можно было с кем-то вести диалог. Но в РПЦ есть и маргинальные позиции, например, игумен Вениамин Новин (???) (преподавал в Петербурге). Но он становится на позицию, которая по сути похожа на позицию протестантов, говоря о том, что свобода совести — это свобода выбора. А там, где нет свободы выбора и веры быть не может.
У ислама позиция похожа на православную. Здесь сложнее, так как есть страны, где закон просто не может противоречить исламу. Поэтому в ряде стран есть нормы о богохульстве. Это рождает серьезный вопрос о том, как регулировать отношения с мусульманскими меньшинствами в европейских странах.
Не стоить исключать возможности влияния религиозных сообществ на права человека. Идея прав человека как только индивидуальных прав не дает нормально защищать коллективные права и регулировать отношения с значимыми группами. И есть некоторая непоследовательность в позиции европейских институтов.

Запись выступления Л.Р. Сюкияйнена — http://ifile.it/hxdjspl
Запись вопросов к Л.Р. Сюкияйнену —  http://ifile.it/n1u8ah5

Комментариев нет:

Отправить комментарий