суббота, 30 апреля 2011 г.

18. Без локального поисковика никак.

Локальный поисковик — Википедия:
Локальный поисковик или персональный поиск — программное обеспечение для быстрого поиска информации в файлах пользователя, то есть производящее поиск не в интернете, а на собственном жёстком диске пользователя. Локальные поисковики «умеют» искать информацию в электронной почте, в журнале посещённых страниц браузера и в клиентах мгновенных сообщений, в аудио и видеофайлах, и просто в офисных и текстовых документах.
Долгое время использую поиск от Яндекса — «Персональный поиск Яндекса», однако он не обновляется уже с 2007 года, что меня радует не особенно. В последнее время программа стала подвисать и никакие перестраивания индекса мне не помогают. Думаю об альтернативных программах, которых, к счастью. предостаточно. Вероятно, что эти проблемы появились из-за того, что я снова перенастроил компьютер хитрым образом.
Впрочем, такие проблемы у меня не редкость, поэтому, всё же, рекомендую всем попробовать поиск именно от Яндекса, поскольку у него есть масса преимуществ. Во-первых, нет надоедливых намеков на то, что нужно купить платную версию. Во-вторых, есть возможность очень детально ограничивать область индексирования. В-третьих, в нормальном состоянии он использует очень мало оперативной памяти.

Зачем всё это нужно?
  • Как мне видится, современный ученый, у которого очень много информации хранится в электронной форме (здесь каждый должен представить папку-архив с рабочими статьями), не в состоянии точно помнить, где и что у него лежит, ведь счет часто идет не на сотни, а на тысячи единиц хранения. Поэтому любая автоматизация может быть подмогой.
  • Возможность вытащить из тысячи разбросанных документов нужную цитату или определение — функция просто незаменимая, когда хочется сработать быстро и точно.
  • Кроме того, наличие поиска по локальным файлам позволяет решить одну важную проблему — не нужно придумывать сложную систему тематических каталогов. В идеале всё может храниться в одной папке, которую и архивировать проще и с коллегой не сложно поделиться, не вынуждая его разбираться в хитросплетении мысли доморощенного классификатора. Согласитесь, все мы сталкивались с тем, что обнаруживали нужный нам файл в самых неожиданных папках.

Мой опыт преподавания показывает, что не было ещё ни одного человека, который поставил бы себе локальный поисковик и отказался от использования таких программ. Очень рекомендую.

Лист подобного типа программ из Википедии.

пятница, 29 апреля 2011 г.

17. SSRN-Hobbes and the Wolf-Man: Melancholy and Animality in Modern Sovereignty by Diego Rossello.

SSRN-Hobbes and the Wolf-Man: Melancholy and Animality in Modern Sovereignty by Diego Rossello: "Abstract:
Homo homini lupus, man is a wolf to man, remains one of the most well-known and often quoted dictums in the tradition of political theory. Political theorists take this phrase by Thomas Hobbes in the Epistle Dedicatory of De Cive to illustrate the brutish, anarchical and violent condition of man in the natural condition, prior to the establishment of a civil state. Contrary to conventional wisdom, I suggest that this brief passage directs our attention to lycanthropy: an acute melancholic syndrome which 17th century physiologists thought could turn humans into animals. I suggest that Hobbes’s political theory stands for a therapeutic intervention to curb the lycanthropic tendencies of his time. Hobbes’s shock therapy implies leaving animality behind, as non-political, and securing human politicality in an artificial commonwealth. However, Hobbes’s intervention will be insufficient, as the animality left behind, excluded from the realm of politics, will return reinstating the symptoms of lycanthropy."

Очень интересная мысль. Для меня абсолютно неожиданная. Скорее всего, многие специалисты покажут, что это неудачная гипотеза, но мне такие маргинальные интерпретации классики всегда казались интересными.

четверг, 28 апреля 2011 г.

16. Л.Р.Сюкияйнен Современные религиозные концепции прав человека: сопоставление теологического и юридического подходов.

Ниже привожу свои заметки с выступления Л.Р. Сюкияйнена на конференции «Права чедлвека перед вызовами XXI века: изучение и преподавание». Доклад показался мне очень интересным. Привожу ссылки на диктофонную запись. Вероятно, кому-то это может быть полезно.
****
Часть позиций религий не видят разницы между своими и светскими подходами, есть те, что противопоставляют себя.
В становлении современного западного права религиозное право сыграло определенную роль. Например, каноническое право или роль протестантской этики как фактор формирования капитализма.
Но есть и работы, где говорится о том, что есть такие концепции, которые повлияли на европейское право. Например, лислам мог повлиять на правовое регулирование военнопленных в средние века. Идея свобода совести формировалась под влиянием протестантизма. Говорят и о том, что концепция обязанностей возникла под влиянием религиозных идей.огда права человека стали формулироваться как концепция, а религия стала делом частным из-за разделения светского и религиозного измерений, религия стала влиять намного меньше. Долгое время религиозные конфессии не интересовались правами человека. Только на протяжении последних 40–50 лет появилась религиозная рефлексия на права человека. У протестантов это чуть ли не последние 10 лет, православная церковь в России сделала это около шести лет назад. В исламе тема прав человека стала разрабатываться только в 60-ых годах и была популярна в 60–80-ые годы.
С темой права человека хорошо уживается буддизм и протестантизм, но по-разному. В буддизме права человека не значимы, для него важнее идея сострадания и любви ко всему живому. Права человека находятся за пределами буддистского мировоззрения как инструментальная идея. Протестантизм не имеет противоречий, так как очень давно приняло идею свободы совести и отделения церкви от государства.
Католицизм принимает либеральную концепцию прав человека, но считает, что нужно добавить идею коллективных прав и обостренное восприятие права на жизнь. И равенство они понимают не как равенство в свободе, а как равенство в достоинстве (причем, это достоинство не умаляется, как считают православные). Католики дополняют права человека этическим измерением, чтобы соотносить политику с глобальными целями развития людей.
Русская православная церковь занимает самую критическую позицию и это зафиксировано в основных документах церкви. В начале 2000-х митрополит Кирилл написал две статьи в «НГ», в которых он жестко противопоставляет религиозные ценности и либерализм. И главный аргумент: в либеральной концепции прав человека нет идеи греха; а что-то само по себе грех. Например, однополые браки. И за годы позиция РПЦ не изменяется даже для того, чтобы можно было с кем-то вести диалог. Но в РПЦ есть и маргинальные позиции, например, игумен Вениамин Новин (???) (преподавал в Петербурге). Но он становится на позицию, которая по сути похожа на позицию протестантов, говоря о том, что свобода совести — это свобода выбора. А там, где нет свободы выбора и веры быть не может.
У ислама позиция похожа на православную. Здесь сложнее, так как есть страны, где закон просто не может противоречить исламу. Поэтому в ряде стран есть нормы о богохульстве. Это рождает серьезный вопрос о том, как регулировать отношения с мусульманскими меньшинствами в европейских странах.
Не стоить исключать возможности влияния религиозных сообществ на права человека. Идея прав человека как только индивидуальных прав не дает нормально защищать коллективные права и регулировать отношения с значимыми группами. И есть некоторая непоследовательность в позиции европейских институтов.

Запись выступления Л.Р. Сюкияйнена — http://ifile.it/hxdjspl
Запись вопросов к Л.Р. Сюкияйнену —  http://ifile.it/n1u8ah5

среда, 27 апреля 2011 г.

15. Полезная встреча в приятном месте.

На Большой Садовой есть очень приятное и тихое место. Все это в доме 6, где находится фонд «Стратегия». Был там года три назад на болбшом мероприятии. Сейчас собирались небольшим числом (А.Ю. Сунгуров, Лена, Наташа, Саша, Арсений и я), потому что обсуждали будущую работу группы по публичной политике и правам человека (название рабочее) в рамках Молодежного отделения Российской ассоциации политической науки.

А.Ю. Сунгуров рассказал о своей работе над различными вопросами, которые делаются в питерской и нижегородской ВШЭ. Есть очень любопытное: например, изучение институтов посредников между государством и обществом. Начали собирать систематическую базу. Делается это преимущественно в Нижнем Новгороде. Нужно будет поинтересоваться проектом побольше.

Решили, что 7 мая московская делегация будет встречаться с питерскими коллегами: общий интерес есть, если получится договорится, то получится приличная команда. Кроме того, в 20-х числах будет встреча с обсуждением одной из методологий анализа современной российской политики. Будет думать о том, насколько она пригодна для анализа того, насколько современная российская государственность соответствует стандартам нормальной публичной политики. Вторым фокусом для изучения и критики будет вопрос о том, насколько методология помогает понять, как можно изменить ситуацию. Немного по-акционистски, но мне такой подход по душе.

В конце мая (вероятно, 30 мая) я буду докладывать об уполномоченном по правам человека. Нужно будет что-то такое интересное развернуть: сюжет богатый и позволяющий делать разные интересные наблюдения.

Мне кажется, что у нас вполне достаточно потенциала для того, чтобы сделать какой-то интересный вклад, если не в мировую науку, то в образование друг друга. А всё начинается с малого.

понедельник, 25 апреля 2011 г.

14. Лекция Фреда Эйдлина о легитимности советского режима.

С большим трудом попал внутрь МГУ на лекцию о легитимности советского режима. Докладывал Фред Эйдлин — едва ли не единственный член Российской ассоциации политической науки из Северной Америки. (Нужно будет посмотреть списки, может, кто еще найдется.)

Говорили о том, как в политической науке объясняется существование политических режимов, которые не особенно нормативно оправданы.

Несмотря на то, что тема, как мне представляется, очень интересная; а в контексте разговоров об использовании псевдосоветской риторики современными властями ещё и актуальная, в аудитории присутствовало три слушателя, включая меня. Впрочем, мне кажется, что это очень правильный формат, поскольку есть возможность спокойно поговорить, задать нужные вопросы и высказать своё мнение.

Не всё мне было понятно. В первую очередь я не понял, как докладчик разделяет легитимность и поддержку. Ясно, что легитимностью все возможные источники поддержки власти не исчерпываются. Ещё Макс Вебер выделял традицию, выгоду и насилие в качестве возможных причин подчинения власти. Этого я в докладе не услышал. Кроме того, не совсем ясным для меня осталось и то, как трактуется легитимность — нормативно или социологически.

Рассчитываю всё это узнать из статьи, черновик которой Фред обещал показать. Посмотрю. Мне интересно.

воскресенье, 24 апреля 2011 г.

13. Библиотека Ихтика.

[ihtik.lib.ru] Библиотека Ихтика: "'Библиотека Ихтика' (Ихтиотека)"

В связи с копирайтом теперь работать с этой сетевой библиотекой стало сложнее. Однако проект старый и совсем не плохой. В интернете не так много мест, которые позволяют скачивать полнотекстовые материалы на русском языке. Поэтому, вероятно, можно и с настройкой DC++ повозиться. Я всегда особенно радовался тому, что здесь можно найти различные региональные сборники, которые, как известно, в России распространяются очень плохо. А здесь можно найти что-то, хоть и не систематически собранное, но больше, чем ничего.

суббота, 23 апреля 2011 г.

12. Пишем и оформляем тексты правильно.

Орфограф - http://www.artlebedev.ru/tools/orfograf/
Типограф - http://www.artlebedev.ru/tools/typograf/
Реформатор - http://www.artlebedev.ru/tools/reformator/
Транскриптор - http://www.artlebedev.ru/tools/transcriptor/

Это ссылки на различные инструменты для грамотного письма в интернете. Не только проверка орфографии, но и специальное средство для того, чтобы с соответствии с правилами русского языка писать иностранные имена и фамилии (меня одно удивило в «Транскрипторе», то что в нем нет правил для французского, но зато есть для многих других). Однако кроме того, чтобы писать без ошибок, нужно ещё тексты правильно оформлять. Внимания этому уделяется мало, что, конечно, меня как редактора очень угнетает. Правильное оформление текста делает его более красивым и удобным для чтения.

Обозначенные ресурсы сделаны для веба, но не плохо было бы помнить о том, что тексты нужно оформлять правильно и не в сетевых документах. Это совсем не сложно сделать, особенно есть используешь Libreoffice или Openoffice.org, для которых написаны чудесные дополнения, которые помогут автоматически убрать лишние пробелы, поставить неразрывные пробелы между предлогами и словами, расставить правильные русские кавычки и тире. Может, всё это незначительные мелочи, но, как мне представляется именно такие формальности закладывают основу для культуры письма.

В первую очередь я рекомендую следующие дополнения:
* Ooo Typographica 0.8.0, сделанный Сергем Кузнецовым;
* Мини-Корректор, сделанный «Инфра-Ресурсом».

Можно найти и другие инструменты, однако этих двух уже будет достаточно для решения самых нужных задач.

пятница, 22 апреля 2011 г.

11. Инцитат, я слежу за тобой!

Однако Чапман больше двух месяцев не появляется в городе-герое, чем слегка обескуражила местных единороссов, которым была поставлена задача обеспечить депутатский мандат агенту «90-60-90». Ее рейтинг, судя по данным социологических исследований, замерз на уровне 1%.
Подробнее: http://www.ng.ru/regions/2011-04-22/2_chapman.html
Есть ещё какие-то ограничители. Видимо, можно радоваться.

10. Текучая модерность в "Пирогах" на Сретенке.

Вчера был на лекции polit.ru, которая против обыкновения проходила не в Политехническом музее, а в «Пирогах» на Сретенке. На удивление в зале яблоку было некуда упасть. Очень много людей пришло. Не могу сказать, что я очень часто хожу на такие лекции, но не подумал бы, что социально-политическая философия так интересна московской публике. Впрочем, организатор polit.ru, ничего странного в том, что об их мероприятиях знает так много людей, нет.

Пересказывать содержания смысла нет, поскольку скоро со стенограммой можно будет ознакомиться на сайте организаторов лекции. З. Бауман прочел небольшую лекцию о том, что произошло с миром за последние 10 лет. Как он сам отметил, едва ли подмеченное им можно назвать уникальными наблюдениями, однако слушать его было очень приятно, поскольку мысли отличались каким-то правильным спокойствием и неторопливостью. Не было алармизма, который нередок при рассуждениях об изменениях в современных обществах.

Запомнилась девушка в черной шапочке и желтом платье с коротким рукавом , которая спрашивала об идентичностях, которые теперь не гарантированы и нужно постоянно ими играть. Милая девушка.

В заключение вечера мне подарили еще одну книгу (первую книгу Панов подарил ещё утром). Так что, за день очень хороший улов:

* Панов П.В. 2011. Институты, идентичности, практики: теоретическая модель политического порядка. М.: РОССПЭН.
* Оганисьян Ю.С. (ред.) 2011. Модернизация и политика в XXI веке. М.: РОССПЭН. В этой книге мне наиболее интересен раздел «Институциональная модернизация: гражданская активность и политика».

Обе книги связаны с работой Исследовательского комитета по институциональным исследованиям Российской ассоциации политической науки, который мне очень и очень интересен — поэтому я стараюсь следить за всеми их публикациями.

среда, 20 апреля 2011 г.

9. Criminal justice по-русски.

Никак не мог понять, как правильно переводить на русский язык это словосочетание. Пришлось посмотреть литературу.

1. Сначала отмечу, что Яндекс.Словари предлагают вариант — уголовное правосудие. Это точно не соответствует действительности, поскольку в criminal justice входят и административные правонарушения.

2. Сайт http://www.oxforddictionaries.com дает следующее определение, которое мне кажется куда более подходящим:
criminal justice system - the system of law enforcement that is directly involved in apprehending, prosecuting, defending, sentencing, and punishing those who are suspected or convicted of criminal offenses.

3. Хочется отметить, что не все английские словари дают приемлемые определения. Например, Cambridge Advanced Learner's Dictionary (http://dictionary.cambridge.org) предлагает следующее:

criminal justice system - the process by which people who are accused of crimes are judged in court.

Определение № 2 шире и даже просто понятнее. Прекрасно, после того, как стало понятно, что же собственно имеется ввиду в английском, хочется понять, есть ли какие-то варианты по-русски.

Перводить criminal justice как правоохранительная система мне не очень нравится, потому что тогда всё сводится к тому, что есть позитивное право и его нужно защищать специальными институтами. Несмотря на то, что это практически так и есть, уходит дискурс справедливости. Справедливости не только процедурной, но и материальной, т. е. вопрос о том, насколько приемлемы наказания или институциональные практики. Поэтому лучшим переводом мне кажется «система правосудия». Несмотря на то, что это калька, смысл в этом есть. Во-первых, не теряется связь с дискурсом справедливости. Во-вторых, есть коннотация не только с судом, но и с другими инстанциями, которые занимаются осуществлением правосудия.

Дополнение (21.04.2011). Загялнул в отдел правоведения Института научной информации по общественным наукам РАН и спросил там, как правильно переводить criminal justice. Мне сказали, что устоявшегося перевода нет, нужно ориентироваться по контексту. Но традиционно переводят либо как "правоохранительная система", либо "уголовная юстиция".

8. Журнал "Общая тетрадь". Коррупция: мастабы катастрофы.

"Общая тетрадь" № 3-4 (53), полная версия.
Тема номера: Коррупция: масштабы катастрофы

Авторы: Елена Лукьянова, Елена Панфилова, Надежда Лисицына, Леонид Седов, Алексей Малашенко, Росс Волкер, Сергей Магарил, Андрей Колесников, Светлана Бабаева, Гасан Гусейнов, Константин Барановский, Елена Никищенко, Луис Бикфорд, Эманнуэль Барб, Гуннар Веттерберг, Игорь Харичев и другие.

Московская школа политических исследований :: Новости

Коррупция — это очень интересная тема: и сама по себе, и благодаря тому, что она позволяет занять выгодную исследовательскую позицию. В этом номере есть интересные материалы, посвященные правоохранительной системе, которая интересна мне как предмет исследования политолога. На данный момент понятие коррупции легитимирует «набеги» политологов в область, которая ранее в России интересовала в основном юристов.

вторник, 19 апреля 2011 г.

7. Поиск научных статей и иных научных документов в формате PDF.

http://free.pdf-download.org/

http://howpdf.com/

Нельзя сказать, что эти поисковики самые лучшие на свете, однако они часто дают интересные результаты. Насколько я понимаю оба поисковика неплохо индексируют различную «серую» (т. е. неопубликованную) научную литературу.

понедельник, 18 апреля 2011 г.

6. Серьезное отношение к профсоюзам и иным институтам.

Завтра нужно присутствовать на собрании профсоюза в институте. Странно, но я с некоторым пиететом отношусь к профсоюзам несмотря на то, что понимаю их роль в современной России: они зачастую не выполняют ту роль, которую должны выполнять. С другой стороны, если не уметь использовать этот инструмент, то как можно будет защищать свои права в случае реальных конфликтов? Лучше научиться работать с несовершенными институтами, чем вообще ничего не понимать.

Собрание профсоюзной ячейки стало для меня неожиданностью. Поэтому я не смогу прийти вовремя на это собрание в ВШЭ Workshop on Institutions and Strategie.
Немного обидно. Записался за месяц и не смогу послушать пару очень интересных докладов.

воскресенье, 17 апреля 2011 г.

5. Нужно учиться писать о цифрах и правильно использовать диаграммы.

Не так давно редактировал статью из альманаха "МЕТОД 2011", который должен выйти ИНИОН (Центр перспективных методологий социально-гуманитарных исследований) летом. Статья была посвящена тому, как нужно использовать в текстах различные диаграммы (впрочем, не только этому). Прочёл эту статью и понял, что я никогда не задумывался о том, как нужно использовать графики, таблицы и различные тексты. Сегодня утром нашел интересную книгу:

Miller JE 2004 The Chicago Guide to Writing about Numbers*

В рецензиях на нее пишут, что крайне полезный том. И ведь об этом я никогда не задумывался. До какой же степени мне не хватает курсов по академическому письму. Нужно активнее в России внедрять такое знание. Если будет время, то разовью свой уже существующий курс в эту сторону. Ещё хорошо бы добавить туда пару занятий по критическому чтению (и написанию конспекта).

*Книжку можно поискать на library.nu. Там она должна быть.

суббота, 16 апреля 2011 г.

4. World Social Science Report | United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization.

Social science from Western countries continues to have the greatest global influence, but the field is expanding rapidly in Asia and Latin America, particularly in China and Brazil. In sub-Saharan Africa, social scientists from South Africa, Nigeria and Kenya produce 75% of academic publications. In South Asia, barring some centres of excellence in India, social sciences as a whole have low priority. These are a few of the findings from World Social Science Report, 2010: “Knowledge divides”.

World Social Science Report | United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization

Грустно, что я не заметил нашего института в качестве одного из исследовательских центров, который писал этот доклад.
Сама работа очень интересна. Мне сейчас очень не хватает глобального взгляда на то, как развиваются социальные науки. Есть у меня подозрение, что некоторые тенденции, которые мне представляются мейнстримом, не так и популярны. Буду изучать на досуге.

пятница, 15 апреля 2011 г.

3. Неприемлемая нормативная критика жизни.

То есть это то образование, где есть пустое публичное пространство, находящееся не в частной, а в коммунальной собственности. Есть такое пространство — есть город, нет его — нет города. Второй признак и вместе с тем функция городского существования — значительное количество в любой момент времени ничем не занятых людей. Нет наличия праздной толпы, значит, нет функции центра притяжения. И, наконец, город отличается от предгорода, «недогорода» и «негорода» принципиальным качеством — наличием городского сообщества.
Что касается России, то, по словам Глазычева, у нас есть пригород без города, или субурбия. Все дело в том, что очень часто власть предержащие понятия не имеют о том, что такое город. У нас есть стратегии развития регионов, но там нет стратегии развития города. Еще одна проблема России — феномен неизученности города.
В России нет ни одного города

Меня всегда очень удивляет такого рода критика, когда некий феномен (т.е. реальная жизнь) признается "недействительным", поскольку он не вписывается в нормативные рамки каких-то там наук. В общем-то, если у нас не город, то и не нужно критиковать: значит, есть другое образование. А если так, то ищите нормальные названия. Претензия не конкретно к данной цитате, а к такому типу критики.
Ещё чаще подобного типа рассуждения можно услышать по поводу партий. Только в этом случае добавляют, что и изучать не нужно российские партии, ибо они и не партии вовсе. Тогда можно вообще ничего не изучать по причине того, что ничто не вписывается в понятия.

2. План для эмпирической статьи.

Практически все статьи с эмпирическими исследованиями по политологии строятся по следующей схеме:
  • Введение,
  • Постановка проблемы,
  • Обсуждение методологии,
  • Обзор литературы,
  • Описание и оценка эмпирического исследования,
  • Заключение по исследованию,
  • Обсуждение результатов исследования в контексте других работ,
  • Литература.
Схемой этой удобно пользоваться уже для того, чтобы во время написания черновика не нужно было думать о том, как располагаются разделы работы.

1. Не доверяйте теории в социальных науках.

Сегодня услышал очень мудрую мысль от Анатолия Никифоровича Кулика. На мою случайную фразу о том, что я люблю теорию, он отметил, что не нужно любить теорию, а нужно всячески не доверять теориям в социальных науках. Я, чтобы смягчить позицию, сказал, что теория конечно очень ситуационна, а Кулик заметил, что, скорее, конвенциональна и сильно связана с тем контекстом, на котором она разрабатывается. Поэтому теория очень быстро устаревает, даже для того контекста, в котором она начинала свою жизнь. О перенесении в иные условия объяснительных механизмов нужно говорить с ещё большей осторожностью.
***
Поскольку я имею возможность работать с очень интересными людьми, грех не поделиться впечатлениями и идеями. Это новый для меня жанр, поэтому я не совсем понимаю, как лучше писать о таких случайных разговорах. Но, думаю, что это не бесполезно.