понедельник, 24 ноября 2014 г.

234. Выложил три презентации за этот год в раздел с текстами.

В этом году я не много пишу, но три раза делал доклады на конференциях. Выложил их в отдельный раздел этого блога — Мои тексты и выступления. Может, кому-нибудь пригодится. Сами файлы лежат на Scribd.

суббота, 22 ноября 2014 г.

233. Конференция РАПН в РАНХиГСе

Второй год работаю в РАНХиГСе и поэтому мне было удобнее, чем остальным ориентироваться в здании. Однако терялся и я. Большие пространства во второй день у меня создали какое-то ощущение разобщенности, которое мне совсем не по душе.
К сожалению, слышал не так много докладов, как мне хотелось бы, но кое-что успел. В первую очередь порадовался тому, что получилось из социологического опроса, который делали коллеги. Я приимал участие в его разработке, но не мог прийти ни на одно собрание, где обсуждались результаты. А зря. Концептуализация массовой политики мне теперь очень нравится.
Мой доклад прошёл нормально. Разве что никому особенно не был интересен, потому что я какие-то слишком эмпирические вещи говорил. Они мне интересны и фиксируют этапы пути,а вот для других могут большой ценности и не представлять. Нужно будет написать нормальный дискурс-анализ. Может получится статья. Правда, не уверен, что потом на это кто-то будет ссылаться.

пятница, 14 ноября 2014 г.

232. Методолигические империализмы и как с ними быть: заметки о лекции Франка Руды «Новые левые? Политические аспекты спекулятивного реализма».

Вчера ходил на лекцию Франка Руды в Философский клуб Винзавода. В лекции обещали связать политическое в лице новых левых и онтологическое в виде спекулятивного реализма. Поскольку я не большой специалист во втором (да, видимо, и в первом тоже — мои друзья уже докторские диссертации пишут, а я всё никак кандидатскую не могу защитить), слушал внимательно.
В итоге запутался совсем, поскольку так и не смог понять, как можно онтологические аргументы переносить в политическую плоскость. Пускай спекулятивный реализм говорит нам о том, что реальность нестабильна и непредсказуема. Какое отношение это имеет к социальной и тем более политической жизни? Социологам и политологам и так давно известно, что у них все нестабильно. Что нового спекулятивные реалисты добавили? Один из самых фундаментальных вопросов социальных наук в целом — это вопрос о том, как получается так, что общество существует и не распадается.
Немного насторожило меня и то, что критика законов в науке и не только, Руда проводил никак не определив, что собственно он под законом понимает. Есть же мнение о том, что понятие закона невозможно использовать в науках гуманитарных и социальных, а в естественных — можно, но с большой осторожностью, поскольку у понятие «закон» есть некоторые неустранимые богословские смыслы. Руда так и не определил то, как спекулятивный реализм закон определяет и поэтому так и осталось непонятным, что собственно отрицается.
В итоге я остался доволен. Узнал кое-что новое. Руда завершил очень взвешено и отметил, что спекулятивный реализм поднимает очень важные проблемы, но ответы дает несколько неудовлетворительные. Также он сказал, что идеи спекулятивного реализма ни в коем случае невозможно переносить в сферу политики. Согласен. Зачем только такое название глупое было давать?
Если же говорить об империализмах в методологии, то в очередной раз подумал, что подобные заявления обычно делаются со стороны, а не изнутри дисциплин. Что-то есть в таких заявлениях скандальное, а значит, есть и какой-то обман. Если спекулятивный реализм решил, что математика (как-то сложно говорить о математике вообще, тут нужно уточнять, какая именно математика) может повлиять на наше восприятие мира, то с ним сложно спорить. Не меньше на наше восприятие мира влияют комиксы. Если не больше. Только о комиксном империализме речи еще не шло.