Поскольку сейчас моя стажировка еще
продолжается, времени на то, чтобы
нормально сесть и подумать, нет. Но записывать нужно, ведь новой
информации поступает очень много. Попробую описать свои
впечатления от того, что я видел на
конференции научных администраторов,
которую организовала NCURA = National
Council of University Research Administrators. До этой
поездки мне не приходило в голову изучить
вопрос о том, что существует что-то
подобное в мире или нет. А очень зря.
Поскольку последние два года тема
развития науки в российском высшем
образовании для меня является крайне
значимой — иногда мне кажется, что это
занимает половину, если не больше, моего
рабочего времени, поискать совета у
коллег из-за рубежа выглядело бы крайне
разумным. Однако в том то и проблема,
что мы обычно не знаем то, что должны
искать, пока нам не знаком правильный
ответ.
На конференции, которая проходила с
8 по 10 августа, я неожиданно получил
много ответов на вопросы, которые раньше мне
в голову не приходили. Да, именно так: ответов было много, часто непохожих, но в том-то и прелесть, что можно понять свое положение и выбрать наиболее подходящий.
Во-первых, я узнал, что больше разбираюсь
в системе управления образованием и
наукой в Великобритании и практически
ничего не знаю про это в США. Несмотря
на то, что выходит довольно много
литературы, которую я даже читаю, знания
мои были отрывочными. Почти что две
недели непрекращающихся обсуждений и
консультаций, помогли понять, что в США
очень много различных университетов,
многие из которых испытывают те же самые
трудности, что и российские. В каком-то
смысле это меня обрадовало.
Во-вторых, я понял, что та модель
американского исследовательского
университета, которую теперь так рьяно
пытаются внедрить в российское
образование, далеко не так беспроблемна,
как нам может показаться. Поэтому она
нуждается в сложной системе поддержки,
частью которой и оказывается работа
научного администратора. Ведь когда
российских ученых ругают за то, что они
плохо умеют писать заявки на гранты,
никто им не говорит о том, что многих
исследователей из США ругают за то же
самое. При этом, например, многих
гуманитариев ругать не будут: и не
потому, что они заявки не пишут, а просто
потому, что для них грантов почти нет.
В-третьих, я понял важную для себя
мысль, что та модель грантового
финансирования, с которой нам теперь
приходится иметь дело в России, не
является какой-то неизменяемой во времени данностью. Система грантового
финансирования становится все более
сложноустроенной. Теперь в США она уже
предполагает, что обязательно есть специальные
люди, которые с грантами работают. Сами
ученые зачастую просто не в состоянии
получить одобрения от всех контролирующих
комиссий, составить бюджет правильно,
а потом сделать по ним нужные отчеты в
срок. Разделение труда внутри офисов по администрированию науки — просто обязательно. Каждый из участников конференции (но не я точно) мог сказать, чем конкретно он занимается (написанием заявок, сопровождением оформления гранта или, например, финансовым аудитом трат).
В-четвертых, я овладел специфическим
терминологическим аппаратом. В этой
профессиональной среде очень популярны
аббревиатуры. Даже удивительно, насколько
их много и до какой степени они разные
в различных университетах. Поэтому
многие докладчики на конференции
постоянно разъясняли, что они имеют
ввиду. Посещение
New York University и
University of Wisconsin-Madison утвердили меня в этом мнении. Профессиональный «волапюк» иногда пугает. Но к этому быстро
привыкаешь. Через день—второй все становится
понятным. Но не быстрее.
Другим
важным моментом, связанным с терминологией,
стало то, что я понял, что research
administration нельзя переводить
как «управление наукой». Наукой эти
люди управлять не пытаются. Они помогают
ученым проводить свои исследования в
соответствии с требованиями закона и
соглашениями, которые заключаются со
спонсорами. Влиять на науку содержательно,
как мне показалось, вовсе и не собираются.
И так работы много. По сути, reasearch administration
ближе к тому, чему учат на программах
Master of Business Administration или
Master of Public Administration. Первое,
пожалуй, предпочтительнее, но мы можем
найти обладателей обоих дипломов в
числе научных администраторов.
На самом деле, мыслей очень
много и, пожалуй, стоит их выносить сюда
систематически, поскольку всякие
документы, на которые я потом буду давать
ссылки, могут быть полезны не только
мне одному, но и многим коллегам.
В завершении хочется поблагодарить коллег из NCURA за то, что они делились опытом, а также Eurasia Foundation за возможность принять участие в программе. Все суждения — лишь следствие моей компетенции (или ее отсутствия) и могут не совпадать с официальной позицией NCURA и Eurasia Foundation.
Комментариев нет:
Отправить комментарий