Критическое мышление

Здесь будет собираться разная информация, которая позволит научиться искать и использовать информацию в вашей научной и экспертной деятельности.
Скоро здесь вы найдете мой курс, который читался в Тюменском государственном университете, в МГУ им. Ломоносова и в виде мастер-класса в МГУ им. Огарёва, а также на моем семинаре для сотрудников ИНИОН РАН и занятиях в РАНХиГС.
Смотрите записи по ключевому слову «научная информатика», а также мои тезисы «Роль информационной грамотности в политологическом образовании» (2011) и совместную статью «Информационная грамотность: к постановке проблемы» (2012), которые можно найти на странице «Мои тексты».
В 2013 году я начал читать курс «Критическое мышление» на Факультете государственного управления РАНХиГС, что на данный момент реализовалось в курирование программы по критическому мышлению (три предмета) на первом курсе Либерал артс коллежда Института общественных наук (место старое, а название новое).

Запись 2014 года: собрал небольшой список литературы: фактически это то, что можно найти в eLIBRARY.RU на первых десяти страницах результатов поиска по запросу «критическое мышление». За парой исключений там же можно найти полные тексты статей.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (НЕМНОГО РУССКОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ):

1. Алиева С.И. Особенности развития критического мышления учащихся в условиях новой образовательной парадигмы // ВЕКТОР НАУКИ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ. 2011. № 2. С. 18–20.
2. Андрейчук Н.В. Университетское образование и критическое мышление // ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И. КАНТА. 2011. № 6. С. 42–50.
3. Астахова Л.В. Деятельность по формированию критического мышления студентов вуза в целях обеспечения их информационно-психологической безопасности // ВЕСТНИК ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРАВО. 2008. № 29. С. 100–105.
4. Бакулина И.В. Исторические аспекты проблемы развития критического мышления в образовательной деятельности // ВЕСТНИК ТАМБОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. 2010. № 2. С. 104–106.
5. Беденко В.Г. По поводу критического мышления студентов // ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА. ЮВЕНОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА. 2008. Т. 14. № 3. С. 86–94.
6. Бердникова И.А. Обеспечение качества усвоения учебного материала студентами в процессе развития критического мышления // ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2009a. № 8. С. 25–32.
7. Бердникова И.А. Применение технологии развития критического мышления студентов для обеспечения качества усвоения учебного материала // ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2009b. № 4. С. 14–22.
8. Васильева Т.В. Формирование критического способа мышления у студентов математического факультета // ТРУДЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2003. № 133. С. 72–75.
9. Вострикова Н.М. Критическое мышление как психолого – педагогический феном в условиях компетентностного подхода // СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. 2012. № 4. С. 250.
10. Вьюгина С.В. Критическое мышление - способ развития интеллектуального потенциала студентов // ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2011. № 23. С. 287–292.
11. Горбунова М.Л., Хазан М.Ю. Практика применения образовательной технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» в преподавании внешнеэкономических дисциплин // ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО. 2011. № 3-1. С. 26–30.
12. Груздинская Е.Ю., Марико В.В., Сошинов А.Г. Некоторые аспекты педагогической технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» // ИЗВЕСТИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2009a. Т. 10. № 6. С. 33–35.
13. Груздинская Е.Ю., Марико В.В., Сошинов А.Г. О международном проекте «развитие критического мышления через чтение и письмо» // ИЗВЕСТИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2009b. Т. 10. № 6. С. 31–33.
14. Давыдова Ж.В. Критическое мышление как средство формирования духовно-ценностных ориентаций студенческой молодёжи: обоснование актуальности проблемы // ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА. 2009. № 1. С. 59–62.
15. Еферова А.Р. Формирование критического мышления студентов технического вуза в аспекте модернизации профессионального образования // ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2010. № 2. С. 8–10.
16. Заминова И.П. Критическое мышление как условие успешной профессиональной и учебной деятельности // СОВРЕМЕННАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ. 2012. № 4. С. 139–143.
17. Зарубина Н.Л., Кондрашов Б.Н. Особенности развития критического мышления в средней школе на примере исследовательской модели обучения // УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. 2004. № 5. С. 42–44.
18. Ибрагимов И.Т. Развитие критического мышления студентов на основе реализации педагогических технологий // ИЗВЕСТИЯ ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО. 2009. № 16. С. 181–185.
19. Истомин А.В. Инновационная педагогическая технология - «Развитие критического мышления через чтение и письмо» // ЭКСПЕРИМЕНТ И ИННОВАЦИИ В ШКОЛЕ. 2009. № 06. С. 76–78.
20. Калинина С.Б. Педагогические возможности использования технологии критического мышления в работе со студентами // ВЕСТНИК ПСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2009. № 7. С. 203–205.
21. Клейнос О.Н. Роль критического мышления в формировании профессиональной компетентности будущего юриста // ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ. 2011. № 1. С. 96–99.
22. Коржуев А., Рязанова Е. Критическое мышление: как соблюсти меру? // ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2002. № 3. С. 142–145.
23. Королева А.В. Философские аспекты критического мышления // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ГАУДЕАМУС. 1. № 17. С. 2011.
24. Королева А.В. Философские основания исследования проблемы критического мышления // ВЕСТНИК ТАМБОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. 2013. № 5 (121). С. 76–82.
25. Кукина Е.Н. Основы педагогической технологии формирования критического мышления студентов через чтение и письмо // ИЗВЕСТИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2010. Т. 8. № 7. С. 114–117.
26. Лаптинская С. Критическое мышление как объект педагогического исследования в системе высшего юридического образования // ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА = TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY BULLETIN. 2005. № 5. С. 125–129.
27. Марченко О.Г. Проблема умственного воспитания личности в педагогическом наследии В.О. Сухомлинского в свете формирования критического мышления // ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА. 2007. № 7. С. 104–106.
28. Медведкова Е.С. Интегрированное обучение критическому мышлению в рамках внутридисциплинарного подхода // ВЕСТНИК ВОЛЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В.Н. ТАТИЩЕВА. 2010. № 6. С. 123–126.
29. Мельникова Е.П. Развитие умении работы с источниками информации средствами технологии критического мышления // СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. № 4. С. 20–22.
30. Мельникова Е.П. Критерии и показатели оценки cформированности у студентов критического мышления // СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009a. № 12. С. 55–58.
31. Мяукина В.П. Критическое мышление: генезис и эволюция понятия в воззрениях западных исследователей // ВЕСТНИК СТАВРОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2010. № 2. С. 86–89.
32. Носырева С.Г. Роль и место критического мышления как компонента методической компетенции магистра лингвистики. // НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. 2011. № 3. С. 213–219.
33. Плотникова Н.Ф. Критическое мышление и его формирование в высшем учебном заведении. // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО (EDUCATIONAL TECHNOLOGY & SOCIETY). 2009. Т. 12. № 1. С. 396–400.
34. Плотникова Н.Ф., Струков Е.Н. Роль критического мышления в формировании информационной компетентности студентов вуза // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО (EDUCATIONAL TECHNOLOGY & SOCIETY). 2010. № 1. С. 324–334.
35. Пунтус Е.В. Возможности технологии развития критического мышления в формировании инструментальных компетенций у студентов на занятиях по гуманитарным дисциплинам // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. 2011. № 7. С. 181–184.
36. Пушкарский А.Г. Критическое мышление, логика, аргументация // ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И. КАНТА. 2005. № 3. С. 114–116.
37. Ткачева Л.Л. Технологии развития критического мышления // ВЕСТНИК ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА. 2008. № 16 (116). С. 95–96.
38. Фаткуллина Ф.Р. Развитие критического мышления личности на основе информационных образовательных технологий // ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. 2010. № 6. С. 103–107.
39. Федоров А.В. Программа учебного спецкурса для вузов «Развитие критического мышления аудитории в процессе медиаобразования» // МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ. 2008. № 3. С. 101–116.
40. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО (EDUCATIONAL TECHNOLOGY & SOCIETY). 2006. Т. 9. № 4. С. 284–292.
41. Заир-Бек С.И., Загашев И.О., Марико В.В. Проект «развитие критического мышления для высшего образования» в россии // ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО. 2007. № 6. С. 11–21.
42. Климова Е.Д. Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности (на примере менеджеров) // ВЕКТОР НАУКИ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2012. № 2. С. 209–212.
43. Мельникова Е.П. Способность к критическому мышлению как критерий качества подготовки специалистов // СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009b. № 4. С. 63–66.
44. Вайтулевич С.Н., Михайлова Т.В., Петрова К.О. Сущность и пути развития критического мышления преподавателя высшей школы // СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. 2008. № 9. С. 34.
45. Варенников Я. Воспитывать культуру критического мышления // ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2001. № 6. С. 140–141.
46. Туласынова Н.Ю. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку // ИЗВЕСТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА. 2009. № 112. С. 193–197.
47. Груздинская Е.Ю. Педагогическая технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО. СЕРИЯ: ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. 2005. № 1. С. 181–188.
48. Коржуев А., Попков B., Рязанова Е. Как формировать критическое мышление? // ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2001. № 5. С. 55–58.
49. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
50. Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. Таганрог: НП «Центр развития личности», 2008. 300 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий